Пермский Звериный стиль

Опубликовано в Страна рифейских гор


С.Г. Строганов С.Г.Строганов, основатель первого собрания изделий пермского звериного стиля

 

«Этот стиль совершенно необычаен и, пожалуй, не знает себе подобного нигде в мире. Правда, и возник он в очень своеобразной стране, сочетавшей тонкую роскошь сасанидского серебра с первобытной грубостью диких охотников»

 

Такую яркую характеристику дал пермскому звериному стилю известный русский археолог А. А. Спицын, познакомившись с одной из первых коллекций древностей, найденных на территории Пермского края.

Шаман - идол IX-XI вв.
Коньковая шумящая
Два крылатых
Шаман - идол IX-XI вв.
Коньковая шумящая
подвеска X-
XX.
Два крылатых
человеколося VIII-IX вв.

ПЕРВОЕ СОБРАНИЕ изделий пермского звериного стиля сложилось в селе Ильинском, которое было к началу XIX века столицей строгановских вотчин. С.Г. Строганов, узнав об археологических находках в Прикамье, распорядился их покупать и присылать к нему в Санкт-Петербург.
На данный момент встретиться с этими культовыми предметами можно не только в музеях Пермского края, но и в Эрмитаже, Государственном историческом музее, Национальном музее Финляндии.
В XIX веке находки пермского звериного стиля рассматривались учеными как подтверждение, что когда-то давно на территории Прикамья существовала загадочная страна Биармия, населенная сказочно богатым народом, почитавшим Золотую бабу. А местное население считало их чудскими, называя предметы культового литья «чудскими богами», и стремилось от них избавиться, признавая за ними волшебную силу.

ПЕРМСКИЙ ЗВЕРИНЫЙ СТИЛЬ являет собой и искусство, и мировоззрение одновременно. С точки зрения художественной эти предметы сравнивают с известными образами скифского и сибирского звериного стиля. Но при этом пермский звериный стиль выполнен не в золоте, а в бронзе, что имеет свое объяснение в том, что средневековое население Прикамья особенно почитало именно этот металл. Художественные достоинства культового литья Прикамья в свое время привлекли известного художника и деятеля культуры Н. К. Рериха, Он использовал мотивы пермского звериного стиля не только при создании эскизов и декораций, но и в декоративно-прикладном искусстве, призывая обращаться к образам своей старины.

РАЗГАДКА ТАЙНЫ пермского звериного стиля — вот что двигало, зачастую, исследователями, когда они начинали заниматься образцами этого древнего искусства. Вот еще одна яркая характеристика, данная известным ученым А. В. Шмидтом: «Выполнены они в особенном, очень странном стиле. Кажется, будто эта фигуры созданы больным воображением исступленного волшебника-шамана, старавшегося воплотить кошмарные образы своих духов-помощников. Нигде, кроме Приуральского края, нет подобных изображений, в которых мешается в единое целое лосиная голова, человеческое лицо, птичьи крылья. Очевидно, в Приуралье сложились какие-то особенные условия, вызвавшие рождение этого стиля».

ОБРАЩЕНИЕ К ТЕМЕ ШАМАНИЗМА неслучайно, поскольку именно с шаманскими культами часто связывали предметы пермского звериного стиля. В этом случае культовое литье считалось частью костюма шамана, а также предметами, своеобразными жертвами, которые приносились богам. Тогда становится понятным, почему бронзовые бляшки находили не на местах поселения средневеко¬вого населения, а на святилищах, культовых местах, в кладах.

Коньковая подвеска VIII-IX вв.
Птицевидная подвеска. VI-VIII вв.
Подвеска - оберег VII-VIII вв.
Коньковая подвеска
VIII-IX вв.
Птицевидная подвеска.
VI-VIII вв.
Подвеска - оберег
VII-VIII вв.

 

ЧТО СОБОЙ ПРЕДСТАВЛЯЮТ ОБРАЗЫ ПЕРМСКОГО ЗВЕРИНОГО СТИЛЯ?

 

МЕДВЕДЬ является одним из самых известных персонажей культового литья. У ряда сибирских народов каждый год проходят медвежьи праздники, во время которых шкуру убитого на ритуальной охоте медведя укладывают таким образом, что его голова находится между лапами. Именно в «жертвенной» позе любили изображать медведя в пермском литье.

ПАРЯЩАЯ В ПОЛЕТЕ ПТИЦА — не менее яркий образ. К этому сюжету много раз обращались исследователи, показывая, что птицевидные изображения встречаются у разных народов. Так, с точки зрения Д. Н. Анучина, в представлениях древних птицы рассматрива­лись как существа, способные быть носителя­ми человеческих желаний и молений, а с другой стороны, вестниками воли богов. Птица, уносящая на своей груди человека, могла символи­зировать также и душу, которая покидает тело после смерти, возносясь в высший мир.

«ЧЕЛОВЕКОЛОСЬ НА ЯЩЕРЕ» — самый загадочный персонаж пермского звериного стиля, отражает сложную мифологическую систем), сохранившуюся в предметах культового литья. В мифах многих народов строение Космоса представляется трехъярусным, связывать все три яруса между собой может или мировая гора, или древо. Как лестница, ведущая с неба под землю. Ряд предметов пермского звериного стиля воплощают в себе подобную космическую карту, где нижний, подземный, мир представлен ящером, в образе которого видят и хтоническое (олицетворяющее собой дикую природную мощь земли, подзем¬ное царство) существо, и китайского дракона, и даже крокодила. Верхний мир — небесный свод — олицетворяют небесные лосихи. Средний, земной, мир населен своеобразными культовыми героями, имеющими признаки и человека, и животного, и птицы. Странствиям этих героев и посвящена большая часть предметов пермского звериного стиля.

РАСЦВЕТ КУЛЬТОВОГО ЛИТЬЯ, его золотой век, приходится на время активного общения Прикамья со странами Востока, по¬этому наряду с предметами пермского звериного стиля территория края была богата и находками знаменитого сасанидского серебра. Может быть, это не случайное совпадение, а одна из причин, которой можно объяснить взлет средневекового искусства металли¬ческой пластики? Не менее удивительным является и внезапное исчезновение практики изготовления и использования предметов пермского звериного стиля у местного населения. Но остались в собраниях музеев коллекции, к которым обращаются все те, кого не оставляют равнодушными яркие образы, воплощенные в покрытом патиной металле.

Бляха в виде крупной выпуклой головы медведя в жертвенной позе
Бляха в виде крупной выпуклой головы медведя в жертвенной позе. IV-V в.

Источник | журнал "Welcome to Perm" № 4, 2008 Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.|